По словам Раджа Воры, руководителя основного рынка медико-биологических наук в DPR, методы поставки продукции в этих высокотехнологичных производственных проектах меняются.

У строительства объектов естественных наук светлое будущее, даже несмотря на то, что способы реализации этих проектов будут меняться.
Это по словам Раджа Воры, лидера основного рынка наук о жизни в DPR Construction, который провел почти девять лет в фирме из Редвуд-Сити, Калифорния, и более двух десятилетий в отрасли AEC. Вора работал над различными проектами в области наук о жизни, уделяя особое внимание производству, клеточной и генной терапии, биоконтейнменту и исследовательским объектам.

Сегмент наук о жизни обеспечивает20% выручки DPR, и компания продолжает оптимистично относиться к этому сектору, несмотря на некотороеснижение строительного бума,последовавшего за началом пандемии COVID-19.
В беседе с Construction Dive Вора рассказывает о том, какие секторы наук о жизни ожидают дальнейшего роста, о влиянии ИИ и изменении методов реализации проектов.
Это интервью было отредактировано для краткости и ясности.
CONSTRUCTION DIVE: В прошлом году появились некоторые признаки замедления строительства в сфере биотехнологий . Что вы думаете об этом секторе?
РАДЖ ВОРА: Наоборот, крупномасштабное производство растет во всем мире. Если что-то и замедлилось, так это рынок арендаторов лабораторий под руководством застройщиков, где уровень вакансий продолжает расти.
Где вы видите наибольший рост в ближайшем будущем?
В ближайшей перспективе будет увеличена производственная мощность для препаратов для снижения веса, поскольку этот рынок растет экспоненциально. Я также думаю, что аптеки, занимающиеся изготовлением рецептур, будут на подъеме, чтобы помочь снизить растущие издержки, связанные с фирменными препаратами.
Какие изменения произошли в отрасли строительства объектов естественных наук за время вашей карьеры?
Финансы становятся все более напряженными — когда я начинал, деньги в этом секторе тратились так, словно их было бесконечно много, поскольку биотехнологии росли стремительными темпами.
Кроме того, почти все проекты были реализованы по схеме «проектирование-торги-строительство», но сейчас наблюдается тенденция к все большему использованию EPCM и поставок по схеме «проектирование-строительство».
Другая важная тенденция заключается в том, что многие компании, занимающиеся проектированием, дизайном и консалтингом, перешли от чисто проектных работ к созданию строительного подразделения в надежде предоставлять комплексные решения «под ключ».
Какие технологические тенденции в наибольшей степени определяют сектор?
Мы не можем говорить о технологиях, не говоря об ИИ. Я только что прочитал статью о том, как ИИ используется в чистых помещениях для предиктивного обслуживания.
ИИ продолжит расти в секторе, как со стороны проектирования и строительства, так и со стороны владельцев. Будет интересно посмотреть, какие рабочие места останутся человеческими, а какие — ИИ.
Расскажите нам о проекте в области естественных наук, над которым вы работали и которым вы особенно гордитесь.
Я горжусь проектом Human Genome Sciences Large Scale Manufacturing в Роквилле, штат Мэриленд, который состоял из биореакторов, используемых для производства моноклональных антител. Этот проект с нуля прошел путь от новаторского до серийного производства за 24 месяца, как в рамках бюджета, так и с опережением графика.
Это был самый сложный, но захватывающий проект массового производства, над которым я когда-либо работал. Поскольку это было массовое производство, были значительные мили гигиенических трубопроводов вместе с сопутствующим технологическим оборудованием, включая посевные поезда, среды и буферные емкости, воду для инъекций и чистый пар, диафильтрацию и тангенциальные фильтрационные секции, центрифуги и хроматографию на основе этанола.
Между командами проектировщиков, строителей и владельцев сложились прекрасные отношения, поэтому моральный дух во время проекта всегда был высоким, что сделало проект приятным и успешным.